Наиболее
распространенные духи славян.
|
Алконос, Алконост - райская птица,
представляемая полуженщиной - полуптицей с большимим
разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в
котором иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоста есть руки,
в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью.
Живет она на райском дереве, на острове Буяне ( Макарийском ) вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос,
как сама любовь. Когда она поет, то сама себя не ощущает. Услышавший
ее чудесное пение все в мире сем позабудет. Своими песнями она утешает и
будущую радость возвышает. Зимой Алконост летит на море и откладывает там
яйца, высиживая их в течении семи дней. В течении этого времени на море царит полный штиль. Амбарник, Амбарный - дух амбара, его
«хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди
обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник. Девушки встав возле
амбара, приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!»
Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что
гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником,
ее ждало замужество за бедняком. Баба
Яга - загадочная безобразная сгорбленная лесная старуха, c длинными лохмами нечесаных
волос, главная над ведьмами. Глаза Яги
горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У
Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или
на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из
человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вереями служат - ноги,
вместо запора - руки. Баба Яга ездит
или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе. Во время
поезда Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые
деревья. Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой
и зажаривает. Банник,
Обдериха - невидимый для
человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же
пристает в своем истинном обличии - голый старик с длинными черными
растрепанными волосами и покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом,
собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком. Поселяется банник тогда,
когда в бане рождается ребенок. Обитает он под полком или за печкой -
каменкой. Иногда не один, а с женой - банницой и
детьми. Хозяин бани бывает жесток - он кричит,
стучит, щекочет, запаривает, раскалывает камни с каменки и кидается в людей,
может затащить на печку, а может ободрать кожу и повесить ее на печку. У
банника можно научиться играть на музыкальных инструментах. У него храниться
шапка - невидимка, которую можно получить раз в год. Белая
Баба- предвестница несчастья. Внешне это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно
появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с
закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую
ткань, а взамен предсказывает будующее. Исчезает также
внезапно, как и появляется.Своим
появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме
находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу под крыльцом
зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей,
втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову. Берегиня - древний женский Дух, обитающий в водах. Берегиня - Русалка обычно молодая, стройная женщина,
соблазнительно хороша. Бесы
(Черти) - появились на
земле задолго до человека. Внешне это
обросшее шерстью грязное хвостатое существо с небольшими рогами. Могут черти
превращаться и в неодушевлённые предметы – в клубки ниток, в вороха сена, в
камни и т.д. Хотя есть у них и некоторые ограничения: чёрт не может
превратиться в корову, ибо в этом обличье его узнает любая баба. Не дерзают
злые духи прикидываться петухом – солярной птицей, чей крик возвещает
пробуждение солнца и начало нового дня, а также голубями. Точно так же никто
не видал злой нежити в ослиной шкуре. Блазень ( Приведение ) - привидение,
которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам.
Может показаться в любом месте: дома, в лесу, в поле. Ни одна блазня не обходится без участия нечистых духов, которые
помрачают разум человека, заставляя видеть то, чего нет на самом деле.
Понимая, что перед ним видение, призрак, человек все же не может отделаться
от навязчивого образа. Блазни бывают в домах, где
произошла ссора Богатырь
( Великан, Волот ) - волоты, по поверьям, — некогда населявшие землю гиганты-
богатыри. Волотками могут называть курганы, которые
считаются могилами древних исполинов и богатырей, «первонасельников
и первопредков»: Болотник - хозяин болота. Считалось, что болотник — неподвижно
сидящее на дне болота существо, покрытое грязью и водорослями, улитками и
рыбьей чешуёй. По другим преданиям, это человек с длинными руками,
закрученным хвостом и поросший шерстью. Согласно поверьям, болотник
заманивает людей в трясину стонами, хохотом или рёвом, а потом топит их,
затягивая за ноги на дно. Белорусы выделяли оржавиника —
болотника, обитающего в богатых железной рудой болотах, и багника,
живущего в торфяных болотах (багнах). Бука
( Бага, Коко )- маленькое злобное
существо, которое живёт в шкафу или под кроватью. Его видят только дети, и
дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них —
хватать за ноги и тащить в своё логово. Боится света, от которого может
погибнуть, и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят. Вампир
( Упырь ) - живой или мертвый
колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь. Также этим
словом могут называть злого и враждебного человека. Также упырями называли
«нечистых» покойников. Хоронили их подальше от селений. Считалось, что они
могут вызвать голод, мор, засуху. Упыря представляли довольно крепким
физически, румяным и жадным. Ведогоныд - души людей, покидающие свои тела во время
сна, чтобы защищать добро и тело спящего от нападений других ведогонов. Южные славяне так называли незримых духов,
сопутствующих людям до смерти. Во время сна они исходят из человека и
охраняют его имущество от воров, а жизнь — от неприятелей или других,
недобрых, ведогонов. Между собою эти духи дерутся,
и ежели в драке ведогон
убит, то и человек, хозяин его, вскоре умирает. Ветровой
( Вихровой ) - один из сынов Ветровой Матери. Шальной дух. В виде
пара врывается в теплую избу, когда зимой открывают дверь на улицу. И
начинает шалить в избе. Вий
- грозный старик с
бровями и веками до самой земли. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий
убивает своим взглядом. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если
удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда
ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает
людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни Вила
( Русалка, Купалка ) - в низшей
мифологии и фольклоре южных славян (отчасти и словаков) женское существо,
наделяемое преимущественно положительными свойствами. Нередко ей даются
личные женские имена и задабривающие эпитеты: златокосая,
сладкая и т.п. Вилы имеют человеческий облик: это
обычно высокие, стройные, красивые молодые девушки с длинными распущенными
волосами, в светлых одеждах или покрывалах, иногда с золотым поясом или
короной на голове. Вместе с тем они часто имеют демонические черты: ослиные,
конские, коровьи или козьи ноги с копытами, которые они скрывают под одеждой;
крылья — средоточие их сверхъестественной силы; огромные груди, переброшенные
на спину; неприятный запах, исходящий от волос. Вилы ходят легко, как тень,
летают по воздуху. Часто живут общиной, могут иметь свою предводительницу. Водяной
( Омутник )- дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение
стихии воды как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в
виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан
тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса),
зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком
или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами
животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика,
опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами.С левой попы водяного постоянно капает вода (это
можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Волкодлак ( Вовкулак, Оборотень ) - оборотень, принимающий образ волка: это или колдун,
принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства
превращённый в волка.С волколаками у славян связано представление о существах,
пожирающих солнце и луну. Встречник - злой дух, который в виде вихря несется по
проезжим дорогам за душой умирающего преступника или убийцы. Неосторожного
путника он может утащить с собою, и тогда никто и нигде более не увидит его.
Спастись от встречника можно только одним способом:
бросив в вихрь острый нож. Тогда смерч рассеется, а нож, упавший на дорогу,
окрасится кровью.Также, по
народным повериям, в крутящемся вихре воздуха
празднуют свадьбу ведьма с чертом. Они невидимы, но если бросить в смерч нож,
нечистые тут же явятся во плоти и пойдут в услужение
к смельчаку. Гамаюн - в русской
мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее
тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на
свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит
смертоносная буря. Первоначально образ пришел из восточной (персидской)
мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. В мифологии древних
иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн
(ср. тюркское заимствование Умай). Горный
- горный дух, который вздымает сильный ветер и цетает с ним незримо. Кто его пытается поймать, того он
убивает силою ветра. Босоркун вызывает засуху,
навевает на людей и скотину болезни — поветрия. Особенно вредят босоркуны людям ночью на Ивана Купалу (7 июля), день Луки
(26 декабря) и Святого Георгия, покровителя скота (6 мая). Дворовой
- покровитель двора,
помощник домового.По
характеру отношений с хозяином двора — злой дух.Он
всегда в дружбе только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает,
а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и
сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность.Внешним видом похож на
домового, весь мохнатый.Дары ему подносят на
железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних
дворовых, не в силах вмешаться. Домовой
- домашний дух,
мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь
семьи, здоровье людей и животных, плодородие.От бесов он отличается тем, что не делает зла, а
только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.
Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается
кому-нибудь, стучит, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живёт он по
зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то
помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её,
заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив,
когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до
смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают
лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима
домовым. Единорог
( Индрик ) - животное в
русской мифологии Имя этого зверя является в разных формах: Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Варианты
имени могут быть сведены к двум: Индрик и Единорог.
В разных списках находятся различные черты в изображении Индрика,
но во всех он называется «всем зверям отец». Он ходит по подземелью, пропущает реки и кладязи, или
живет на Фавор-горе; когда он поворотится, все звери
ему поклоняются. Или же он живет на Святой горе, ест и пьет из Синего моря,
никому обиды не делает. Или он ходит рогом по подземелью, аки
солнце по поднебесью. Жар
Птица - сказочная птица,
персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья
жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение
человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые),
крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она
достигает павлина.Живёт
Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По
ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. Земляная
кошка - подземная кошка, охраняющая клады в славянской мифологии Змей
Горыныч ( Огненый ) - многоголовый
огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и
былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок
(словацк. zmok, чеш. zmok) или смок (словен. smok, польск. smok, белор. цмок) Змея
дворовая - змея, обитающая в дворе;
быть, «обладатель» двора; домик, представляемый в сорте змеи Змея
Скоропея - в славянской
мифологии, владыка змей. Обитает в поле, лесу, болоте. Игоша - в славянской
мифологии безрукий и безногий домашний дух умершего без крещения младенца Кикимора
( Пустодомка ) - один из видов домового. Злой дух в облике карлика
или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как
соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а
также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу).Кикимора может вредить домашним животным, в частности
курам, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от
кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служил «куриный бог» — камень с
естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача,
которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также
можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки. Китоврас ( Полкан ) - китоврас является существом вещим; он удивляет его своей
мудростью. В позднейших сказаниях китоврас
царствует «в граде Лукорье», где днем он царем над
людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены у Соломона и
гибнет в бою с ним. Кладовой - дух, живущий в клети-кладовой, помощник домового Колокольный - нечистый дух, вселившийся в тело мертвого колдуна,
из тех, кого не принимает земля после смерти. Если в полночь забраться на
колокольню, можно увидеть его сидящим в углу, в белом колпаке. Сорвешь с него
колпак - будешь маяться всю жизнь: каждую ночь
колокольный мертвец будет ходить под окнами, прося надеть колпак, а станешь
надевать - тут и придушит злой колдун Коровья смерть - существо, несущее смерть домашнему скоту.
Представлялось чаще всего в виде черной коровы, кошки или собаки, а иногда безобразной
и злобной старухи. По старинным поверьям, Коровья Смерть никогда сама по себе
в село не приходила, а заносилась проезжим человеком. Леший - сверхъестественное существо славянских преданий и
русских сказок. Это главный хозяин леса у славян, он следит, чтобы никто в
его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится
хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает,
заставляет ходить кругами. Место жительства духа — глухая лесная
чащоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а
только в тёплое время года. Лизун - один из многочисленных славянских домашних духов, он любит жировать - то есть получать удовольствие: жить в тепле или в
подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит
лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой,
вылизывая ее. Проказит не со
зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь. Лихо Одноглазое - дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха
очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и
похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный
одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом.
Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые
разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь
терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек
сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не может противостоять
повседневным трудностям. Лихорадка ( Кума
) - дух или демон в
облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь. Название
происходит от слов лихо (беда, несчастье) и радеть (стараться, заботиться). Мертвяк ( Заложный ) - люди, которые умерли неестественной или преждевременной смертью.
Также назывались «мертвяками» и «нечистыми». К ним обычно причисляли умерших
насильственной смертью, самоубийц, опойцев (умерших
от пьянства), утопленников, некрещёных детей, колдунов и ведьм Мороз Дед ( Морозко )- повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького
старичка с длинной седой бородою. Зимой бегает он по полям и улицам и стучит:
от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если
ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит
сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные
облака — его волосы. Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а
бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и
жаркий румянец. Зима — его супруга, Мароссы (Трескуны) — верные слуги. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже солнце перед ним
робеет! Овинник ( Гуменник
)- дух, живущий в овине
(на гумне).Овинник имеет вид громадного чёрного
кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Однако, он может иметь и другие обличия: в зависимости от
географического местоположения: в Смоленской области овинник показывается в
обличии барана, а в Костромской может принимать вид покойника. Полевик ( Луговой ) - полевой дух, дальний родич домового. Это уродливый карлик, который
живет в поле и в полдень нападает на людей Полудница ( Удельница, Росомаха ) - вид относится к берегиням
поля или земли. Рождаются и умирают вместе с полем, к которому относятся. Дух
жаркого полудня, настигающий тех, кто работает в поле в полдень (по народному
обычаю в полдень следовало отдыхать). Оставленного в поле без присмотра
ребёнка похищает или же может заменить своим собственным. Если встретить полудницу в полдень, то она может начать загадывать
загадки, если не разгадать — может защекотать до полусмерти. Птица Юстрица
- так называла народная
молва страшную болезнь — холеру.Имела
она вид огромной черной птицы со змеиными головами и хвостом. Ночами
пролетает она над деревнями-селами, и где заденет воду железным крылом, там
разразится повальный мор. Вот какая загадка ходила в народе об этой болезни,
несущей всеобщую погибель: Рарог - огненный дух, связанный с культом очага.[1]
Согласно чешским поверьям, Рарог может появиться на
свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи Сирин ( Вещица )- райская птица с головой девы[.
Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок-вил.
Часто изображается вместе с другой райской птицей Алконостом, но голова
Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг нее нимб. Сирин также поет
песни радости, тогда как Алконост — песни печали Снегурочка (Снегурка)-
мифологический персонаж русской сказки. В образе Снегурочки сохранились древнейшие
черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему
миру. Стратим - прародительница всех птиц - живет на море-океане,
подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет
она крылом, море волнуется, колышется. Чудо Морское - подводное чудовище, иногда олицетворяемое щукой или
другой невероятной рыбою. Древнему человеку туча казалась щукою — великаном,
проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не
может найти от жара, сжигающего все его внутренности; оно мечется из стороны
в сторону, пышет огнем, истекает горючими слезами и, наконец, в полном
изнеможении — выбрасывает полоненное солнышко на свободный простор, исчезая с
просветлевшего неба-моря. Чур - бог родового очага, оберегающего границы земельных
владений. Шиш ( Шишига
)- нечистая сила, живущая
обычно в овинах, играющая свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах
вихри поднимают пыль столбом. |