![]()
Обряды
славян
![]()
|
Погребение У славян
очень долго держался патриархально-родовой строй. Поэтому естественно, что у
них сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с
погребальным культом. Погребальные обычаи были сложными и разнообразными:
кремация (особенно у восточных и частью у западных славян; у южных не
засвидетельствована),трупоположение, часто хоронили или сжигали в лодке
(пережиток водяного погребения). Над могилой обычно насыпали курган; с
умершим всегда клали разные вещи, при погребении знатных
убивали коня, а иногда и раба, даже жену умершего. Все это связано с
какими-то представлениями о загробной жизни. Совсем
иным было отношение к "нечистым" умершим, которые ни малейшего отношения ни к семейному, ни к родовому культу не имели.
Нечистых просто боялись, и эта суеверная боязнь, очевидно, была порождена
либо страхом перед этими людьми при их жизни (колдуны), либо самой
необычайностью причины их смерти. В суеверных представлениях об этих нечистых
мертвецах, видимо, очень мало анимистических элементов: славяне боялись не души
или духа мертвеца, а его самого. Это видно из того, что были народные
суеверные приемы обезвреживания такого опасного мертвеца: чтобы не дать ему
вставать из могилы и вредить живым, труп пробивали осиновым колом, вбивали
зуб от бороны позади ушей и пр.Нечистым умершим
приписывали и дурное влияние на погоду, например засуху; чтобы предотвратить
ее, выкапывали из могилы труп самоубийцы или иного мертвяка и бросали его в
болото либо заливали могилу водой. Такие нечистые
умершие назывались упырями, у сербов - вампирами, у северных русских - еретниками и т. п. Простейший похоронный обряд состоит в следующем: костер выкладывается в виде
прямоугольника, высотой по плечи человека. Дрова должны быть дубовые или
берёзовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причём нос ладьи
ставят на закат солнца. Самым подходящим днём для похорон считается пятница -
день Мокоши. Покойника одевают во всё белое,
закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары и поминальную еду. Горшок
ставят в ногах покойного. Покойник должен лежать головой на
запад), Поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают
днём, на закате, чтобы покойный "видел" свет и "шёл"
вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады
набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь
разгорится, читается погребальная молитва |
|
Свадебный обряд По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с
нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За
день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая
его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В
предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся
к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась
к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь
и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к
жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в
ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один
заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет
спрятанного "зайца" (невесту), а, отыскав, и испросив благословения
у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Венчание
происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в
клети брачное ложе: вначале настилала снопы, поверх перину и одеяло, сверху
бросала кунью шубу или шкуру куницы. Возле ложа ставились кадки с мёдом,
ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая
свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. Перед венчанием место
жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого
жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется
"продажа сестриной косы". Около невесты садятся также
"глазки" - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей
свадьбы помогают невесте. Каждая из "глазок" держит в руках по
блюду, завязанному платками концами в низ. После выкупа жених и невеста,
держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному
дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай,
на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха
осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько
шерстинок в тулупе. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак
покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед
жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених
плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги. Кто первый ступал ногой на чашу,
тот, по поверью, становился главой в семье. На почётном месте за свадебным
столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. По дороге домой молодые
шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости
попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого
испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых,
перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по
окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее
было подготовлено брачное ложе. |
|
Обряд имянаречения
Если
славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения
проводить не нужно. Если же человек не был крещён или приведён к какой-либо
другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Свещенному
Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося
заклятия. Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого
и кладёт их в огонь, произнося при этом шёпотом новое имя. До того, как
человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя
знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: "Нарцемо имя тебе...(имярек)".
И так трижды. Жрец даёт наречённому горсть зерна для принесения требы и
братину сурьи для поминовения предков. Славянин,
который был до этого крещён, либо был приведён к какой-либо другой чужой
вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на
колени на колоду (он не должен касаться коленями земли), обводят это место
замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя
одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в
земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают
жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под
покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной
нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь
слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной.
Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то
продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времён.
Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому
слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнём, осыпают
зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое
жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои
правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич
"Гой" - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: "Нарцемо имя тебе...", далее
произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя,
которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так
восклицают три раза. Круг разрывается, наречённому даётся горсть зерна для
его первого жертвоприношения и ковш с мёдом для поминовения предков, под чьё
покровительство он теперь переходит. |